
Shutterstock/FOTODOM Урбанизация ставит перед человечеством новые вызовы, в том числе такие как перенаселенность, экологические проблемы и неэффективная инфраструктура. Современные мегаполисы достигли предела своей эффективности, столкнувшись с этими проблемами. В интервью «Стройгазете» президент Азиатско-Тихоокеанского института инновационной экономики Ли Чжицзян обозначил наиболее перспективные векторы развития городов и поделился прогнозами на будущее.

Поделитесь своим видением «города будущего».
Для меня это экосистема, в большей степени ориентированная на человека, устойчиво развивающаяся и жизнестойкая, глубокая интеграция технологий, экологии и культуры, направленная на решение проблем современных городов и достижение эффективного, справедливого и инклюзивного развития.
Чем «город будущего» отличается от современных мегаполисов?
Основные отличия можно обозначить по трем направлениям. Во-первых, баланс между «интеллектом» и «теплом». Несмотря на то, что современные города имеют определенный опыт перехода на цифровые технологии, они по-прежнему сталкиваются с проблемами технологической фрагментации: данные остаются разрозненными, а сервисы — несвязанными между собой.
В то же время, города будущего станут использовать всеобъемлющую цифровую инфраструктуру, например, такую как «городские мозги» (urban brains) и датчики интернета вещей (IoT) для достижения «интеллектуального восприятия», но что более важно, они преобразуют технологии в человекоцентричные сервисы, предоставляющие услуги и ориентированные на человека.
Во-вторых, сосуществование «зеленого» и экономического роста. Современные города часто сталкиваются с противоречием между развитием и защитой окружающей среды, в то время как города будущего станут руководствоваться логикой нулевого выброса углерода, интегрируя возобновляемые источники энергии (солнечные батареи, геотермальные тепловые насосы), экономику замкнутого цикла (утилизация отходов) и восстановление окружающей среды (города-губки, вертикальное озеленение) в каждый функциональный модуль.
В-третьих, повышение жизнестойкости и адаптивности. Современные города часто пассивно реагируют на внезапные риски, такие как пандемии или экстремальные погодные условия. А города будущего расширят свои возможности по борьбе с рисками за счет инфраструктуры двойного назначения для повседневных и экстренных нужд.
Какое воплощение будут иметь эти подходы на практике?
Все эти принципы могут иметь практическое применение, причем в некоторых городах они уже активно внедряются. Например, в будущем искусственный интеллект мог бы динамически оптимизировать автобусные маршруты, чтобы сделать время в пути более предсказуемым. Общественные интеллектуальные терминалы могли бы точно соответствовать спросу на услуги по уходу за пожилыми людьми и детьми, что сделало бы государственные службы более чуткими.
Все здания станут не просто «потребителями энергии», а могут превратиться в генераторы энергии с помощью солнечных фотоэлектрических фасадов и систем накопления энергии, даже формируя микросети с соседними сообществами для достижения самообеспечения. Кроме того, для устойчивости городов подземные инженерные тоннели будут использоваться в качестве аварийных убежищ, мест для зеленых насаждений и хранения дождевой воды.
Как внедрение новых технологий, в том числе цифровых, изменит образ жизни людей?
Суть влияния технологий на образ жизни заключается в пересмотре пространственных и временных границ. В прошлом мы полагались на физическую агрегацию — ездили в офисы, на работу или в торговые центры за покупками. Но цифровые технологии (5G, метавселенная, инструменты удаленной совместной работы) делают ненужным пространственное перемещение, позволяя работать, получать образование и развлекаться в разных местах. Это повлечет за собой два существенных изменения.
С одной стороны, образ жизни станет более децентрализованным: гражданам больше не нужно будет концентрироваться в городских центрах, чтобы получить доступ к услугам, «15-минутные города» или даже «5-минутные» на уровне района станут нормой — небольшие офисы общего пользования, общественные клиники, круглосуточные магазины с автоматическим управлением и киоски будут расположены в плотной застройке, что сократит поездки на дальние расстояния.
С другой стороны, анализируя поведение горожан с помощью «больших данных», например, по популярным маршрутам перемещений или потребительским предпочтениям, городские службы смогут реализовать модель «предложения по требованию». Так, в утренний час пик системы общественного транспорта смогут автоматически увеличивать частоту движения автобусов на наиболее загруженных маршрутах; после вечернего пика к станциям метро смогут направляться автомобили каршеринга, обеспечивая «последнюю милю»; супермаркеты смогут заранее доставлять свежие продукты в «умные» камеры хранения, исходя из истории покупок ближайших домохозяйств.
Такая трансформация образа жизни приведет к тому, что городское планирование будет постепенно переходить от опытно-ориентированного к ориентированному на данные и на спрос.
Какое влияние эти изменения окажут на городское планирование?
Изменения будут довольно глубинными и заметными. Изменяется сама логика организации пространства. Дело в том, что традиционное планирование сосредоточено на зонировании землепользования, то есть на разделении жилых и промышленных территорий. В будущем акцент сместится на зоны смешанного использования — интеграцию жилых, коммерческих и рекреационных функций в едином пространстве, чтобы снизить маятниковый эффект ежедневных поездок.
Помимо этого, дороги перестанут быть просто транспортными коридорами и превратятся в «умные» носители информации, оснащенные различными датчиками и зарядными станциями. Здания перестанут быть изолированными «контейнерами» для людей и грузов и станут «умными» узлами, способными взаимодействовать в режиме реального времени с другими зданиями и городскими системами.
Все это приведет к трансформации модели совместного управления. Планирование перестанет быть односторонним проектированием со стороны государства. Цифровые платформы, в том числе приложения для участия граждан или онлайн-форумы цифровых сообществ, обеспечат глубокое вовлечение в процесс горожан, формируя замкнутый цикл «идентификация потребностей — проектирование — реализация — обратная связь».
Есть ли примеры внедрения таких подходов и технологий?
В настоящее время мы ведем исследования в области цифровых двойников городов, которые с помощью виртуальных моделей в реальном времени симулируют городские процессы, позволяя заранее выявлять проблемы, например, заторы на дорогах или избыточное энергопотребление, и вносить корректировки в планирование. В будущем этот принцип «сначала смоделируй, потом внедряй» станет стандартом, делая городское планирование более точным и предиктивным.
В конечном счете, взаимосвязь технологий и города сводится к человеку. Ведь истинная ценность технологий заключается не в том только, насколько они передовые, а в том, делают ли они жизнь горожан более удобной, счастливой и насыщенной. Это и есть главный критерий оценки города будущего.